В "Фармацевтическом вестнике" опубликована статья о штрафах, взысканных с ведущих фармацевтических компаний за последние 15 лет.
По данным нового исследования, опубликованным в журнале Archives of
Internal Medicine в начале сентября с.г., в период с 1996 г.
фармацевтические компании заплатили 12 млрд долл. США в виде штрафов
за различные нарушения. Более 31 случая судебных разбирательств были
инициированы так называемыми добровольными информаторами, в роли
которых обычно выступают бывшие или действующие сотрудники компаний.
По словам автора исследования д-ра Чарльза Беннетта из
Фармацевтического колледжа Южной Каролины и его коллег, с 1996 по 2000
г. зафиксирован всего один случай нарушений в фармотрасли, а сумма
штрафа составила 8 млн долл. США.
В 2001-2005 гг. фармкомпании нарушали закон уже 15 раз, а сумма
наложенных штрафов составила 3,9 млрд долл. В 2006--2010 гг. компании
попадались также 15 раз, но взыскали с них уже 8,1 млрд долл.
Практически все нарушения заключались в ненадлежащем маркетинге
лекарственных средств. С 1996 по 2010 г. в 17 случаях фармкомпании
обвинялись в завышении цен на лекарства, распространяемые по
программам государственного страхования Medicare и Medicaid. На
откатах попалась одна компания.
Группа исследователей проанализировала судебные разбирательства по
самому распространенному виду нарушений, а именно по нарушениям
федерального закона о фальсифицированных требованиях (FCA).
Американский закон позволяет гражданам направлять в суды иски о
мошеннических действиях от имени правительства и получать
вознаграждение в зависимости от суммы штрафа.
В более ранних исследованиях на эту тему указывалось, что в 1996--2005
гг. с помощью добровольных информаторов было расследовано 13 случаев
мошенничества со стороны фармкомпаний, а сумма штрафов составила 3,6
млрд долл. США.
Несмотря на то что за указанный период на долю этих случаев
приходилось лишь 13% общего количества расследований нарушений в сфере
здравоохранения, сумма штрафов составила 40% всех взысканных средств
по обвинениям в мошенничестве независимо от отрасли промышленности.
В настоящем исследовании авторы обновили статистику по нарушениям в
сфере здравоохранения на основе данных информационного агентства
Lexis-Nexis с 1996 по 2010 г., независимо от того, было ли
расследование инициировано добровольным информатором.
Одна фармкомпания упоминалась в трех случаях нарушений, еще три -- по
два раза каждая.
Самый крупный штраф (2,3 млрд долл. США) заплатила американская
фармацевтическая компания Pfizer. Это примерно пятая часть суммы всех
штрафов, наложенных на фармкомпании в течение всего исследуемого
периода. Компания поплатилась за ненадлежащий маркетинг и маркировку
препарата Bextra (valdecoxib). Кроме того, ее обвинили во взятках
врачам. Случилось это в 2009 г.
В том же году на 1,4 млрд долл. США была оштрафована другая
американская фармкомпания, Eli Lilly, за маркетинг препарата Zyprexa
(olanzapine) для применения при незарегистрированных показаниях. FDA
разрешило применять препарат для лечения биполярного расстройства и
тяжелых форм шизофрении. Компания же поощряла его применение для детей
в приемных семьях, пожилых, а также пациентов с нарушениями сна.
В прошлом году 750 млн долл. США было взыскано с британской
фармкомпании GlaxoSmithKline. Ее вина состояла в продаже загрязненной
продукции, произведенной на предприятии в Пуэрто-Рико.
На долю расследований, инициированных добровольными информаторами,
пришлось 77% всех дел.
<<Добровольные информаторы, в роли которых обычно выступают бывшие или
действующие сотрудники компаний, являются основным источником
информации о случаях мошенничества>>, -- пишут авторы исследования. Они
также полагают, что с учетом высоких вознаграждений их главная роль в
расследовании дел о ненадлежащей маркетинговой практике и других
нарушений в сфере здравоохранения будет только расширяться.
Исследователи подчеркивают, что роль государства в сфере
здравоохранения растет, а вместе с тем увеличивается вероятность того,
что расследования нарушений приведут к значительным финансовым
взысканиям.
Между тем, по словам авторов, результаты исследования дают серьезные
основания для беспокойства, т.к., несмотря на значительные суммы
штрафов, необходимы кардинальные изменения маркетинговой политики в
фармотрасли.
По материалам зарубежной прессы подготовил Григорий Ильин
(Фармацевтический вестник).