Этический кодекс фармацевта
Морально - этический Кодекс фармацевта Кыргызской Республики
1. Общие положения
Морально - этический Кодекс фармацевта Кыргызской Республики (далее Кодекс) является совокупностью этических норм и принципов поведения фармацевта при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, которая включает обеспечение населения лекарственными средствами, всеми товарами аптечного ассортимента, а также оказание научно - консультативных услуг по всем вопросам, связанных с обращением лекарственных средств.
Кодекс определяетотношения между фармацевтом, обществом, пациентом и медицинским работником и направлен, в первую очередь, на обеспечение прав, достоинства,здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность фармацевта перед обществом за свою деятельность.
Кодекс разработан на основе принципов гуманизма и милосердия, законодательства Кыргызской Республики, рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения и Международной Фармацевтической Федерации.
Кодекс является инструментом самодисциплины и нравственным ориентиром фармацевта и его профессиональной деятельности.
Главная цель настоящего Кодекса - улучшение доступа населения к качественной фармацевтической помощи, путем повышения профессионального долга, этики, гуманизма, милосердия и ответственности фармацевта.
2. Фармацевт и общество.
Основная задача профессиональной деятельности фармацевта - это сохранение здоровья человека.
Фармацевт должен оказывать фармацевтическую помощь, любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста, социального статуса пациента.
Фармацевт в интересах сохранения здоровья населения должен гарантировать качество, безопасность и эффективность лекарственных препаратов.
Фармацевт должен способствовать укреплению здоровья населения, включая консультации по правилам приема лекарств.
3. Фармацевт и врач.
Отношения между фармацевтом и врачом должны строиться на взаимном уважении.
Фармацевт и врач имеют общую задачу - возвращение здоровья пациенту.
Фармацевт является соратником врача при проведении фармакотерапии и должен оказывать всяческие содействия для правильного выбора и применения лекарственного средства.
Фармацевт не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача, как и врач не имеет право умалять достоинство фармацевта.
Фармацевт не должен, подменять врача в выборе лекарственных средств, предлагать пациенту лекарственные препараты по своему усмотрению.
Фармацевт обязан обеспечить пациентов лекарственными средствами, которые выписал врач, а также соответствие их химического состава, дозировки и формы отпуска требованиям, предъявляемым врачом.
Фармацевт должен быть нетерпим к ошибкам врачей при назначении лекарств. Не оставлять без внимания все ошибки и неточности, обсуждать их с врачами и помнить, что даже небольшая неточность врача может перерасти в роковую ошибку при лечении пациента.
Фармацевт должен информировать врача о новых лечебных, профилактических и диагностических препаратах и требовать от врачей правильного выписывания рецептов.
4. Фармацевт и пациент.
Фармацевт должен уважать честь и достоинство пациента.
Фармацевт должен с уважением относиться к каждому пациенту, не проявляя предпочтение или неприязнь к кому-либо. Внимательное отношение, понимание и забота фармацевта к пациенту могут вселить уверенность пациента в выздоровлении.
Фармацевт должен владеть основами психологии для улучшения взаимопонимания с пациентом.
При общении с пациентом недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие.
Фармацевт должен помнить, что перед ним пациент, и делать ему скидку на раздражительность и грубость.
Фармацевт должен следить за своей речью, жестами и мимикой, говорить ясно, конкретно и достаточно громко.
Внешним видом фармацевтический работник должен располагать к себе пациента.
Фармацевт должен информировать больных об истинной ценности лекарств, возможных побочных эффектах, вызываемых лекарственными средствами, способах применения и хранения.
Фармацевт обязан хранить медицинскую тайну пациента и доверенную ему личную информацию.
Фармацевт должен всегда оказывать первую доврачебную помощь.
5. Профессиональный долг фармацевта.
Основное условие деятельности фармацевта - высокий профессионализм и компетентность в вопросах лекарственного обеспечения.
Фармацевт должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию жизни, и в руках невежды- подобно огню и мечу».
Фармацевт должен приложить все силы, чтобы качество оказываемой лекарственной помощи было на самом высоком уровне. Всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь, относясь с сочувствием и уважением к человеческому достоинству, проявлять внимательное, терпеливое и заботливое отношение к пациентам.
Фармацевт должен принимать меры по повышению доступности лекарств для пациентов путем снижения их стоимости.
Профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя и свою работу.
Фармацевт должен владеть достоверной информацией о лекарственных средствах, их побочных эффектах и совместимости.
Фармацевт должен исключить ошибки в приготовлении, контроле и при отпуске лекарственных средств.
Фармацевт должен способствовать внедрению последних достижений науки в практику.
Фармацевт должен соблюдать все правила изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств, не распространять, не рекомендовать больным средства, неизвестного происхождения, не разрешенные к применению или заведомо вредные лекарства.
При осуществлении фармацевтической деятельности, фармацевт должен придерживаться принципов этической конкуренции, этического маркетинга и рекламы. При этом основным принципом должно быть обеспечение безопасности и эффективности при профилактике и лечении заболеваний пациентов, а также соблюдение диентологических норм взаимодействия между всеми субъектами фармацевтического рынка.
Фармацевт не вправе использовать свои знания и опыт в негуманных целях.
6. Профессиональная независимость.
Право и долг фармацевта - хранить свою профессиональную независимость и сознавать меру ответственности за свои поступки.
Фармацевт должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области лекарственных средств.
Вступая в сотрудничество с производителями фармацевтической продукции, посредниками Фармацевт должен быть беспристрастен, самостоятелен и свободен от экономического влияния.
Фармацевт не вправе навязывать пациентам свои политические, религиозные и философские взгляды.
7. Взаимоотношения фармацевтов. Солидарность.
Фармацевт обязан по отношению к своим коллегам быть честным, справедливым, доброжелательным, порядочным.
Отношения в коллективе должны строиться на гуманной основе и взаимном уважении.
Фармацевт должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива независимо от занимаемой должности, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания.
Критика в адрес фармацевта должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат только профессиональные действия.
Критика в адрес фармацевта в присутствии пациента не допустима.
Фармацевт несет личную ответственность за соблюдение безупречности своей профессии.
Фармацевт обязан поддерживать честь и благородные традиции фармацевтического сообщества.
Фармацевт обязан делать все от него зависящее для консолидации фармацевтического сообщества. Активно участвовать в работе общественной организации фармацевтов, защищать честь и достоинство коллег.
Фармацевт в своей деятельности должен способствовать развитию национальной фармацевтической службы.
8. Ответственность фармацевта.
Второй - фармацевтическое сообщество, которое имеет право наложить на нарушителя взыскания в соответствии со своими полномочиями.
Если нарушения этических норм одновременно затрагивают и положения законодательства Кыргызской Республики, фармацевт несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
9. Действие этического Кодекса, его толкование и пересмотр.
Настоящий Кодекс действует на всей территории республики и распространяется для всех фармацевтов.
Пересмотр и толкование Этического Кодекса должен проводиться на специальных конференциях, объединяющих фармацевтические общества или насобраниях Фармацевтических ассоциации.